В национальном составе населения Вороновский район резко выделяется среди всей республики - это единственный район где поляки составляют более 80% всех жителей. По данным предыдущей переписи населения, 83 % жителей Вороновского района считают себя поляками. В г.п. Радунь он превышает до 90%. Это притом, что в целом по Беларуси доля польского населения едва превышает 3%.
Если углубляться в историю вплоть до Кревской, Люблинской уний, то они затронули, в первую очередь, шляхетское сословие. Крестьянство — местные белорусы, литовцы — поляками стали в межвоенный период.
Опять же из истории Вороновского района: в результате походов князей ВКЛ на Подлясье, в Мазовию его территорию частично заселили мазовшане. Это прослеживается и в каменных изделиях, и в керамике. Но поляки были незначительным этническим элементом, не основным. Тем более что восток сегодняшней Польши, Подлясье, — земли белорусские, освоенные дреговичами.
Национальное сознание поляков Вороновского района исходит от вероисповедания - функционирует 13 костелов. В Радуни действует костел Богоматери Руженцовой, который был построен в 1929-33 гг.
В повседневной жизни по-польски почти не разговаривают, большая редкость, если кто-то владеет польским — буквально единицы. В сельской местности разговаривают по-белорусски, точнее — на «трасянке»: слово белорусское, слово русское, где-то польское, в Пелесе еще и литовское добавят. Молодежь вообще перешла на русский.
Надо отдать должное, что культурная польская среда сохранилась.
В Радунской средней школе работает детский польский театрик «Зярэнко».
В репертуаре образцового ансамбля танца «Радунские соловейки» особое место занимают польские народные танцы.
О том, что белорусские поляки с годами не потеряли свою идентичность, говорят надписи на кладбищах - большинство надписей на польском языке.
У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Белоруссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый — цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный — с севером, белый — с западом, червонный — с югом. Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии.
В Радуни жители мало говорят на белорусском языке.
Традиции белорусского народа своими корнями уходят далеко в прошлое. Здесь тесно переплетаются язычество древних предков с христианским верованием.
Белорусы Радуни сохранили традиции своих предков. Ежегодно отмечаются такие праздники, как Колядки, Купалье, Масленица, Дожинки. В каждом из них заметны элементы древних вероисповеданий.
В Вороновском районе широко известны Народный ансамбль народной музыки «Лявоны» ГУК «Вороновский районный центр культуры и народного творчества», Народный ансамбль народных инструментов «Гарэзлівыя струны» учителей ГУО «Вороновская детская школа искусств», Народный ансамбль народной песни «Зараніца» филиала «Радунский центр национальных культур» ГУК «Вороновский районный центр культуры и народного творчества», вокальная группа «Радунскія хлопцы». В репертуаре коллективов национальная музыка, песни, танцы, стилизованные обряды и обычаи, собранные в фольклорных экспедициях по Вороновскому району.
Всего лишь 1,6% литовцев проживают в Вороновском районе. И живут они в основном в деревне Пеляса. Некоторые ученики, проживающие в г.п.Радунь учатся в Пелясской школе.
Небольшая деревушка Пеляса, затерянная в лесах Вороновского района, — своеобразный оазис для носителей литовского языка и культуры.
Литовцы, которые живут в Пелясе, ведут свою историю еще от Витаутаса Великого, то есть с начала XV века.
До революции 1917 года в Пелесе была литовская школа. С 1956 года по просьбе местных жителей литовский стал преподаваться как отдельный предмет, но исключительно по желанию учеников.
В 1991 году Беларусь стала независимой страной. В прошлое начало уходить время Иванов, родства не помнящих. Все больше людей хочет знать свою историю. Литовцы бережно сохраняют свою историю, свой язык и свою культуру. Только в 1992 году опять же по просьбе жителей построена литовская школа, которая финансируется правительством Литвы, создан культурно-просветительский центр. Появление в Пелесе литовской школы не случайно, ведь порядка 80 процентов местных жителей были литовцами по национальности.
О местной средней школе знают далеко за пределами этого населенного пункта. Сегодня в школе 75 учеников, включая группу дошкольного воспитания. Это дети из Пелесы, других деревень Вороновского района, из соседнего Лидского. Грустно, но деревушка Пеляса постепенно умирает...
Осталось в Пелясе около 100 жителей. В симпатичных сельских домиках доживают свой век старожилы. Только во время проведения праздников деревня оживает. Пожилые сельчане приходят на площадку перед школой и делятся с молодежью и приезжими аутентичными литовскими песнями и обрядами.
Именно Пелясская средняя школа остается центром общественной жизни.
По результатам последней переписи населения в Беларуси в районе зарегистрировано 168 цыган. Наибольшее количество из них проживают в г.п.Радунь.
Предполагается, что в мире, в основном в Европе, в настоящее время проживает от 12 до 18 миллионов цыган. Цыгане Беларуси — это потомки послевоенных переселенцев из других регионов бывшего Советского Союза, в основном, из Молдавии.
Как появились цыгане у нас в Радуни?
Жители поселка вспоминают: «Когда в посёлок пришёл табор, сегодня уже помнится смутно. Где-то в начале шестидесятых будто бы снялись цыгане откуда-то из-под Харькова и приехали в Гродно. Но жить в областном центре кочевому народу не разрешили. Тогда и выпал выбор на Радунь, где пустовали в то время еврейские дома». Живут они с коренными радунцами по-соседски, а иногда и по-родственному: в посёлке заключено немало смешанных браков.
В Радуни возникло целое цыганское поселение, состоящее из двух родов — Стефановичей и Мартинкевичей (почти все радунские цыгане носят эти фамилии).
А есть они самые настоящие ромалы, хоть и не кочевые. Кстати, язык свой передают из поколения в поколение. И не просто знают его все цыгане от мала до велика, они общаются между собой только на своем родном языке. Исповедуют цыгане католичество, но живут по своим издавна устоявшимся традициям,
Чем занимаются сегодня цыгане? Часть из них, проживающих в сельской местности, занимается огородничеством, ведет подсобное хозяйство. Живут по своим издавна устоявшимся традициям. Гадание и знахарские практики по-прежнему находят спрос. Значительная часть женщин продолжает заниматься торговлей, зарабатывая на разнице в цене.
Гадают, как правило, все цыганские женщины, передавая это умение от матери к дочерям. В настоящее время занятость мужской части цыганского населения также носит в основном сезонный или случайный характер.
Всего лишь 3% русских проживают на территории Вороновского района. Русская нация была представлена знаменитыми людьми, которых судьба после войны забросила в Западную Беларусь. В восстановлении экономики республики участвовали многие русские специалисты, которые здесь оставались на постоянное место жительства. Мы можем вспомнить имена ветеранов войны: Толяренко, Котов, Новиков, Медведева, Тимофеева и др. Эти люди оставили свой след в истории нашего поселка.
Иван Андреевич Котов работал директором Радунской школы-интерната. В 2003 году школе – интернат было присвоено его имя.
Русские исповедуют православие. История прихода храма святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Радунь начинается с регистрации его общины, которое состоялось 22 ноября 2000 года. Дата возведения храма – 2015 год.
В первых упоминаниях о Радуни евреи составляли большую половину населения поселка.
Изначально проживание евреев в Радуни было запрещено. Но в 1538 году, когда еврейские фермеры узнали о предоставлении Радуни Магдебургского права, они стали активно осваивать городок и прилегающие земли.

Первоначально еврейская община Радуни занималась торговлей, ремеслами и сельским хозяйством. Поэтому не случайно по статистике 1921 года из двух сотен еврейских акционеров банка, 12% были фермерами.
В предместьях Радуни была знаменита еврейская деревня Даугялишки, которая в 20-х – 30-х годах была своеобразным еврейским курортом, куда стремились отдыхающие. И это не случайно! Удивительные пейзажи, красивые сосновые леса и гостеприимство местных жителей никого не могло оставить равнодушным. Во времена Российской империи Радунь являлась важным еврейским центром – «Меко Тора» (сокральное, духовное) место.
Это не значит, что город был большим и многочисленным.
Для религиозных евреев Радунь по-прежнему является значимой частью еврейской истории. В начале прошлого века здесь жил известный в еврейских кругах философ Хафец Хаим – раввин, почитаемый как глубокий знаток Торы (Фото 2).
В 1869 году Хафецем Хаимом была основана Ешива. Сюда начали стекаться ученики, в том числе издалека. Из стен этого учебного заведения вышли 12 главных раввинов стран мира того времени, одновременно здесь обучались 200 учеников. Она вошла в историю под названием «Йешива Хафец Хаима».
Перед Второй Мировой еврейское население составляло около восьми сотен. Но в 1939 году, после того, как часть территории Польши отошла СССР, и Радунь вошла в состав Барановичского района Белорусской ССР, деятельности еврейской общины был положен конец.
Каждый год в Радунь — или Радину, как называют местечко евреи, — приезжают сотни паломников, хотя на сегодняшний день в поселке не проживает ни одного еврея. Они считают, что в день своей смерти душа Хафеца Хаима посещает свою могилу и помогает тем, кто пришел на кладбище.
Кровавый след в истории Радуни оставила Великая Отечественная война. Действия нацистов 10 мая 1942 года привели к смерти более двух тысяч евреев, жителей Радуни и близлежащих деревень. А 10 августа, нацисты убили большую часть оставшихся в живых евреев, хотя некоторым удалось убежать к партизанам. По данным статистики Республики Беларусь от рук нацистов погибли 1136 жителей Радуни.
Поляки
80,8 %
Белорусы
13,0 %
Литовцы
1,6%
Цыгане (Рома)
168 человек
Русские
3 %
Евреи 
низкий процент
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ГУО "Радунская средняя школа"
https://radun-sh.znaj.by
8(01594)-44-561 (т/ф)
radsh2@tut.by
Есть вопрос? Пишите!
Наверх